И так, наконец я посмотрел фильм, которого ждал довольно долго.
Если кратко - то что хотел от него получил.
Если длиннее, то стоит начать с истории создания фильма, которая заслуживает отдельного рассказа.
Думаю всем заметно, что российское кино про войну мягко говоря в подавляющем большинстве недостойно быть наследником советского. Бои показаны непонятно как, бойцы себя ведут, как идиоты, офицеры, как последние отморозки, в целом вообще смотря такие фильмы, не ясно, каким образом наши деды победили то.
Однако людям, которые миллионами выходят на "Бессмертный полк", такое смотреть не интересно, что доказывают сборы "Великого кино о великом барине". Им хочется честный фильм о героизме своих дедов и прадедов, а не ужасы про злодеев из загрядотрядов и тупо бегущих с черенками солдат.
Потому некий Андрей Шальопа, режиссёр и автор этого проекта объявил сбор в интернете на съёмки народного фильма о войне. В результате был поставлен рекорд российского краудфандинга, собрали порядка 35 миллионов. Правда этого было мало, особенно с того момента, как рухнул рубль Так как этот проект к этому времени стал достаточно известным в сети, на него обратил внимание министр культуры и пообещал выделить от министерства столько же, сколько соберут. Выделил правда не 35, а 30. Вот так, на фильм "Левиафан" о том, какие русские сволочи и пьяницы выделяются сотнями миллионов, а на фильм о подвиге наших предков 30. Но хоть столько, уже Мединскому спасибо, до этого казалось, что государство выделяет только всяким Бондарчукам-Михалковым. Далее добавило денежек минкультуры Казахстана, в конце концов дивизия генерала Панфилова формировалась именно там и казахов в её составе было немало. Так же присоединился производитель военных компьютерных игр "Гайдзин." Вообще набирали деньги разными способами, к примеру половину денег, полученных от организации экскурсионной поездки в Германию на юбилей Победы (в которой я участвовал), широко известный в узких кругах издатель, владелец музея и знаток военной истории Баир Иринчеев тоже пустил на этот фильм. Как я понял, он и консультациями помогал и вообще плотно участвовал, даже играет эпизодическую роль. В общем собирали с миру по нитке.
Идея снять фильм, где неожиданно советские солдаты просто показаны героями у граждан, принадлежащих к определённому слою, вызвало такую истерику, что аж кушать не могли. Неожиданно в этом отличился аж глава госархива. По итогам возможно и по этой причине уволенный. Он выдал секрет Полишинеля, который был открыт ещё в 60-е годы и официально напечатан в журнале в те времена, о том, что реальность слегка отличалась от легендарной истории, напечатанной в газете в 40-е. В общем ничего удивительного в этом нет, в битве при Фермопилах участвовало тоже не только 300 спартанцев со стороны греков. Однако помнят их и фильмы снимают про них. Правда от того, что в реальности было чуть иначе, подобные люди сделали вывод, что якобы ничего не было вообще. Не было боя, не было героизма, не было панфиловцев. не было обороны Москвы и вообще непонятно кто и как остановил то гитлеровцев. Ну вот кушать не могут эти люди, если кто-то говорит о том, что советские люди победили героизмом нацистов. На самом деле все документы, даже немецкие говорят о том, что и панфиловцы естественно были и бой был. Их было больше, чем 28 конечно. И танков подбили поменьше. И погибли не все. А один, сержант Лихобабин, так вообще в будущем оказался трусом, попал в плен, стал полицаем. Правда особых злодейств на этом поприще не совершил, так что после войны был осуждён, отсидел лет 8 за предательство и умер в итоге в 90-х годах в глубокой старости. Шальопа сразу сказал, что во время боя себя геройски вели все, потому показывать Лихобабина злодеем он не будет, так как предателем он станет гораздо позднее. Этот факт вызвал новый шквал истерик у определённых граждан.
На самом деле несколько забавно требовать 100% исторической достоверности от художественного фильма. Никто почему-то не требует доказательств того, что всё так и было от "Спасти рядового Райана" или "Ярости", но от Шальопы в отличии от Спилберга почему-то требуют.
Так же кричали, про реванш сталинизма и прочее, ну как же фильм про войну и без злодеев-политруков, Клочков там само собой герой.
Шум и скандалы вокруг кино добавили ему само собой пиара, чёрный пиар тоже пиар.
Фильм я посмотрел. :-)
Что тут сказать? Шальопа молодец, он всех развёл. :-)
Могу сказать, что ни одну претензию по итогам к фильму предъявить нельзя.
Там нет восхваления сталинизма, так как нет политики вообще. Фильм не об этом.
Там есть место и знаменитой легенде, при чём подчёркивается её легендарность одной неожиданной постмодернисткой сценой (некоторым она резанула глаза, так как там идёт отсылка к фильмам, которые ещё даже и не планировались) и реализму. Реализма там вообще немало.
Что там есть? Для начала скажу, чего там нет.
Там нет злодеев-политруков, загрядотрядов, нет алкашей и идиотов, нет привязывания дверей и атаки с черенками, нет фекальных бомбардировок и волшебных жучков-паучков, взрывающих крепости. Нет там и наоборот криков "За Сталина" и вообще Сталина нет, фильм о сражении на одном маленьком участке фронта, потому весьма камерный. Хотя сначала идёт пояснение на совете в штабе, зачем это, что делает понятным, что задержать на сколько можно тут нацистов, часть одной большой операции по обороне Москвы. (Тут бы компьютерную карту бы какую показать бы для наглядности, но увы). Нет псевдоголливудского пафоса как у Бондарчука со слоу-мо и прочим, нет и пафоса отдельных советских картин с пафосными речами в красивых позах. Речи есть, но они какие-то простые иногда даже с юморком, даже знаменитая фраза Клочкова, несколько переиначена и выглядит более естественной Вообще слоганы картины "и никто не геройствует потому как незачем спокойно жгем танки", "Сегодня, хлопцы, за Родину помирать не треба, сегодня за Родину пожить треба". Нет лавстори, которые штампованно суют везде, женщина мельком только в одном эпизоде, как ещё один символ Родины за которую они сражаются. Нет размышлений о том, что "нацисты тоже люди", немцы показаны так, как их видели бойцы из окопов, обезличенная орда, накатывающая на страну. Нет моральных страданий "быть или не быть", "как я тут оказался" и вообще всяких терзаний, эти люди знают зачем они здесь и для чего. Очень спорное решение, но нет главного героя. Большинство персонажей даже имён не имеют. Главный герой - они все.
Что же там есть? Для начала отвечу на ключевые вопрос, по которым скандалили. Сколько Панфиловцев? Место нашлось и легенде и истине. Сначала их рота, под конец остаются легендарные 28. Есть ли Добробабин? Нет. Фамилии такой нет даже в титрах. Тут не важны конкретные имена и фамилии, герои символизируют собой всех бойцов Красной Армии, которые защитили мир от нацизма. Потому конкретные личности тут не важны. Есть ли идеологическая пропаганда? Ну кроме очевидной про защиту страны, есть к примеру идеи интернационализма. Дивизия была многонациональной, актёры и персонажи тоже, есть русские, украинцы, казахи, упоминаются другие национальности. Здесь все едины. Есть простые мужики, без пафоса выполняющие свой долг. В этом смысл кино, подвиг - как обыденность. Для бойцов тогда подвиг был обыденностью. Не только для сражавшихся тогда у Дубосеково, для всех, они такие же, как остальные, как наши с вами деды и прадеды. Нет намеренных ужасов крови-кишок и прочего, но есть гибель, есть взрывы. Есть грамотный показ сражения, очень грамотный, недаром участвовали знатоки военной истории, реконструкторы и так далее. Бойцы умело готовятся к обороне, роют окопы, делают обманное месторасположение, что бы отвлечь противника. Затем идёт артподготовка. Затем бой. В бою герои не ведут себя, как умственно-отсталые олигофрены, они грамотно передвигаются, меняют позицию, не кучкуются в одном окопе, что бы легче их было убить и не привешивают на себя мешающие двигаться двери, как у Михалкова. Это умелые бойцы, они не погибают трусливо и не бросаются с бессмысленной храбростью, под пули, они грамотно уничтожают противника. Отдельно хочу отметить звук, громыхает и взрывается так, что кажется что вот прямо перед тобой. По этой причине смотреть надо с хорошим звуком обязательно, лучше в кинотеатре. Нарастает всё так, что с определённого момента возникает ощущение, что ты вот с ними в окопах. В момент макисмального нарастания напряжения в финале чувствуешь, как будто сердце бьётся напряжённо в такт с персонажами.
Что мы в итоге получили? Мы получили уникальный проект, каких до этого наверное не было. Мы получили честный фильм, который снят за копейки и при бюджете в пару миллионов баксов, выглядит в момент боёв эффектнее бондарчуковского "Сталинграда" за 30 лямов. Под эффектностью я понимаю конечно не слоу-мо и 3D, а реализм.
Есть ли у него недостатки? Конечно он не идеален. Начинался вообще как полулюбительский проект, не всегда автору хватает опыта. Не всегда хватает денег, местами можно было бы эффекты сделать ещё реалистичнее, будь бюджет как у Бондарчука. Спорная идея отказаться от рассмотрения личностей персонажей, главного героя и прочего. Некоторые считают по этой причине, что фильм дескать больше похож на реконструкцию, чем художественное кино. В целом это конечно далеко не "Они сражались за Родину" Бондарчука-старшего, но к счастью это и не "Сталинград' Бондарчука-младшего и уж тем более не " Великое кино о великом барине".
Однако это лучшее постсоветское кино о войне. Поспорить за этот титул тут разве что "Брестская крепость" может. И это объективный факт. Что дальше? Изменит ли эта картина кинематограф, будут ли дальше такие фильмы, или очередной трэш от именитых режиссёров? Это зависит и от нас тоже. Фильм народный и потому режиссёр после окончания проката обещает подарить его народу, то есть выложить бесплатно. Однако всякие вложенные спонсорами и прочими деньги хорошо бы отбить и вообще показать, что такие фильмы могут собирать кассу. Пока что я видел полный зал. Но зал выделили небольшой и сеансов мало, увы, вокруг всякие зарубежные блокбастеры. Забавно, что с полупустыми залами, так что на мой взгляд владельцы кинотеатра слегка лоханулись выбирая то, на чём можно заработаь побольше
Интересная мысль пришла в голову, перед началом среди рекламных роликов крутили трейлер "Защитников",. дурацкого фильма, про супергероев, где наши подражают Голливудским супергероям. А ведь у нас наши, настоящие супергерои реально были. И о них кино "28 Панфиловцев". И главный их супергероизм не в том, что они одной левой взрывали танки, или поднимали башню в одиночку, как у Михалкова, нет. Это простые обычные люди. И подвиг для них был обыденной реальностью без всякого пафоса. И в этом они и были супергероями.