1
В прессе сообщалось, что в Швейцарии принят очень суровый закон, согласно которому как жестокое обращение с животными квалифицируется в том числе одинокое содержание животного, т.е. лишение его возможности удовлетворять потребность в общении с себе подобными.
При таком векторе развития законотворчества можно было бы ожидать и ограничений в использовании живого корма, "поскольку животные способны испытывать боль и страх".
Процитирую Википедию (болд мой) -
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%96%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8&oldid=17539047Во-первых, к такому изменению законодательства есть предпосылки в Российской Федерации:
В России жестокое обращение с животными признаётся преступлением, квалифицируемым статьёй 245 действующего Уголовного кодекса РФ, в том случае, если оно повлекло за собой их гибель или увечье с условием «если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних». Комментарий к этой статье УК уточняет, что под жестоким обращением понимается, в частности, «избиение животного, использование для ненаучных опытов, причинение при научных опытах неоправданных страданий, мучительный способ умерщвления животного, использование животных в разного рода схватках, когда животные натравливаются друг на друга и в результате получают увечья или гибнут», а также «охота негуманными способами с применением калечащих орудий и средств». Статья 245 УК РФ применима по отношению к действиям, направленным как на домашних, так и на диких животных. Жестокое обращение с паразитами, насекомыми — молью, осами, клопами, тараканами, комарами, клещами, грызунами — мышами, полевками и крысами, обитающими в жилых домах или на хлебокомбинатах, не является деянием, подпадающим под 245 статью УК РФ.
Жестокое обращение с домашними животными, не приводящее к их гибели или увечьям, является предметом статьи 241 Гражданского кодекса РФ «Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними», в соответствии с которой «в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путём их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд».
Вот мировой тренд:
.В XX веке необходимость защиты животных от жестокого обращения была признана на международном уровне. В частности, Европейская конвенция по защите домашних животных № 125 от 13.11.87 г признает наличие у человека нравственного долга перед животными, указывает на ценность домашних животных для общества, а также на то, что человека и этих животных связывают особые узы. Основные принципы отношения к домашним животным включают: запрещение причинения страданий животным и оставления их на произвол судьбы. Конвенция предусматривает охрану здоровья животных, защиту от эксплуатации при дрессировке, коммерческом разведении.[8] В 1986 г. была принята Конвенция по защите экспериментальных животных, в которой также упоминался нравственный долг человека перед всеми животными и необходимость уменьшить страдания животных в эксперименте, поскольку животные способны испытывать боль и страх.
А вот занимательные факты из истории:
Нацистская Германия впервые в истории отменила законодательное разделение животных на домашних и диких, взяв под охрану все виды, были приняты жесткие законы по защите прав животных, за нарушение которых полагался концлагерь. В школах и университетах было введено обязательное изучение прав животных. В 1933 году был принят закон о скотобойнях, в том же году Герман Геринг заявил о полном запрете вивисекции. Нарушителю закона грозил концлагерь. Были введены регламенты для перевозки животных, охоты и даже кипячения лобстеров. Позже ещё один закон запретил использование животных в кино, если это связано с причинением боли.[7][9]. Исследователи замечают, несмотря на объявленый запрет, фашисты не отказались от вивисекции, а "Закон о скотобойнях" вводился не ради предотвращения мучений животных, а с целью запретить кошерный способ умерщвления скота и разжигания антисемитизма [10].
Последняя цитата показывает, что
введение желаемых нами корректив в законодательство возможна не только при сохранении вектора на гуманизацию, но и при весьма неожиданных поворотах истории.
2
Однако при существующем положении вещей дело не столько в законодательстве, сколько в этике - ведь купить крысу или мышь можно совершенно свободно, без всякого контроля за дальнейшей судьбой животного. Т.е. при новом законодательстве реально на что мы можем рассчитывать - это запрещение размещения сабжевых фото- и видеоматериалов в Сети, - что отнюдь не является удовлетворяющим нас результатом.
Мне представляется очевидным, что переход к нежестоким методам кормления проклятых гадов реален лишь при распространении в обществе искусственного животного белка, "фабричного производства" из чанов с бесчувственным "клонированным" мясом вместо зоотехнии; вот тогда можно ожидать, что будет если не выращивание под потребности рептилий организмов с перьями и костями, но без чувств, то хотя бы усыпление предназначенных на корм грызунов перед помещением в вольер с хищником.
Ну и, бонусом, спад моды на хищников вообще - по крайней мере в той части, которая связана (так или иначе) с агрессивным их поведением в отношении прочих живых существ: такие "кошки, которые не ловят мышей".
3
"Я не пытаюсь предсказать будущее, я пытаюсь его предотвратить!" - как говорил Р. Бредбери.
Поэтому на закуску сообщаю (в первую очередь Варраксу
) о существовании книги "Новые карты будущего", в которой говорится о грядущем изменении культурной парадигмы и наступления новой "когнитивной" эры в развитии человечества, когда объектом рациональной деятельности становятся психика, культура, этика. Свидетельствую, что Переслегин и соавторы определённо в ударе -
http://www.biblion.ru/product/612676/
АСТ, Terra Fantastica, твердый переплет, 2009
Серия Philosophy
В настоящем издании представлены расширенные сценарии глобального развития мира, что позволило сформировать варианты его возможного изменения в горизонте до 2050 года. Прогнозируя будущее в горизонте 2010-2050 годов, авторы исходили из того, что основным содержанием этого исторического периода будет успешный или же неуспешный постиндустриальный переход, что безусловно вызовет смену экономической и социальной модели общества. Это будет наблюдаться через систему общемировых кризисов: управленческих, экономических, социальных, онтологических. В ходе анализа перспектив глобального развития мира были разработаны: набор долгосрочных сценариев, карта перспективных технологических направлений, а также ряд гипотез по эволюции экономической среды и корпораций, пространственной структуры экономики, социальной среды.
К сожалению, бесплатной электронной версии текста пока не обнаружено.