Немного психологии.
Информация взята кусками с разных ресурсов (как допишу заключительную часть, выложу ссылки на источники) большая часть мои личные рассуждения и выводы.
Касаемо поведения и навыков молодых животных ограничусь термином.
"Запечатле́ние (импринтинг, от англ. imprinting, оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — в этологии (наука о поведении животных) и психологии специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы."
Из этого делаю вывод, что навыки не только генетические от поколения к поколению, но и приобретённые в следствии импринтинга. Это нужно учитывать при содержании и воспитании молодых животных, чтобы исключить негативные навыки и привить положительные на примере родителей.
Структура поведенческого акта.
Кто помнит школу и информатику наверное не забыл алгоритм ключа. Тоесть чтобы открыть дверь нужен простой алгоритм: подойти к двери, достать ключ, втавить в замочную скважину, повернуть- конечный результат открытая дверь. Если поменять местами хотя бы одно действие алгоритм будет неверный.
Теперь смотрим что пишут по этому вопросу научные деятели.
"Поведенческий акт может быть различной степени сложности, а формируясь и осуществляясь в конкретных условиях, он не может не зависеть от них. В процессе научения животные усваивают новые формы поведения.
Структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий:
- афферентного синтеза;
- принятия решения;
- акцептора результатов действия;
- эфферентного синтеза;
- формирования самого действия;
- оценки достигнутого результата.
На стадии эфферентного синтеза формируется конкретная программа поведенческого акта, которая переходит в действие - с какой стороны забежать, какой лапой толкнуться и с какой силой. Полученный животным результат действия по своим параметрам сравнивается с акцептором результата действия. Если происходит совпадение, удовлетворяющее животное, поведение в данном направлении заканчивается; если нет - поведение возобновляется с изменениями, необходимыми для достижения цели.
Большую роль в целенаправленном поведении играют эмоции. Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.
Предъявление животному непосильной задачи как в лабораторной обстановке, так и в естественной среде его обитания может вызвать у него срыв высшей нервной деятельности, который проявляется в различных отклонениях условно-рефлекторной деятельности.
Отсутствие тренировки, особенно в раннем детском возрасте, которую нервная система ежедневно получает в разных жизненных ситуациях, лишает животное возможности приспособления не только к трудным нервным задачам, но и к относительно простым
ситуациям."
Я как-то играла с Алиной, ставить какой-то опыт цели небыло. Брала спичечный коробок, туда клала орешек. Крыса открывала коробок если он был слабо закрыт, разгрызала, если закрыт плотно и бросала затею с орехом если коробок заменить на пластиковую коробочку (от тик-така) тоесть орех достать невозможно и не будет конечного результата.
Так же взять и другие случаи поведения крыс. Например воровство, где результатом является получение еды, запас на потом, положительные эмоции. Разгрызание гамаков- конечный результат обустройство жилища, дополнительные выходы, комфорт, положительные эмоции.
Монотонная грызня клетки. Нет результата, нет усовершенствования процесса и изменения поведения, алгоритм неверный = стресс.
Продолжение следует....