Венок поэту (Булат Окуджава)
Сейчас говорить об этом очень трудно. Когда-нибудь мы скажем
об этом обстоятельно и, может быть, столь пронзительно, сколь
пронзительна и его работа.
Эта работа - не просто сочетание удачных стихов с удачным му-
зыкальным обрамлением, эта работа - очень значительное явление
искусства.
Неправда, будто его творчество столь просто, что всеми (!)
воспринимается абсолютно и с любовью.
Он не кумир людей с низким уровнем, им не восторгаются привер-
женцы эстрадной пошлятины, он раздражает умных ортодоксов и шоки-
рует ханжей.
Он истинный поэт, и его широкое и звонкое призвание - лучшее
оружие в борьбе с возбужденным невежеством, с ложью и так называ-
емой "массовой культурой".
Совсем недавно мы повстречались на Садовом кольце. Он ехал от
Таганки к Курскому. Для меня он живой.
Posted on: Января 26, 2008, 02,53:18
Он не вернулся из боя (Юрий Визбор)
Владимир Высоцкий был одинок. Более одинок, чем многие себе
представляли. У него был один друг - от студенческой скамьи до
последних дней. О существовании этой верной дружбы не имели поня-
тия многочисленные "друзья", число которых сейчас, поссле смерти
поэта, невероятно возросло.
Откуда взялся этот хриплый рык? Эта луженая глотка, которая
была способна петь согласные? Откуда пришло ощущение трагизма в
любой, даже самой пустяковой песне? Это пришло от силы. От мос-
ковских дворов, где сначала почиталась сила, потом - все осталь-
ное. От детства, в котором были ордера на сандалии, хилые школь-
ные винегреты, бублики на "шарап", драки за штабелями дров. Волна
инфантилизма, захлестнувшая свое время все песенное творчество,
никак не коснулась его. Он был рожден от силы, страсти его были
недвусмысленны, крик нескончаем. Он был отвратителен эстетам, вы-
дававшим за правду милые картинки сочиненной ими жизни. Помните:
"А парень с милой девушкой на лавочке прощается". Высоцкий: "Се-
годня я с большой охотою распоряжусь своей субботою". Вспомните
дебильное: "Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки да-
рить...". Высоцкий: "...А мне плевать, мне очень хочется!" Он их
шокировал и формой, и содержанием. А больше всего он был ненавис-
тен эстетам за то, что пытался говорить правду, ту самую правду,
мимо которой они проезжали в такси или торопливым шагом огибали
ее по тротуарам. Это была не всеобщая картина жизни, но этот ку-
сок был правдив. Это была правда его, Владимира Высоцкого, и он
искрикивал ее в своих песнях, потому что правда эта была невесе-
ла. Владимир Высоцкий страшно спешил. Как будто предчувствуя свою
короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать что-то око-
ло шестисот песен. Его редко занимала конструкция, на его ногах
скорохода не висели пудовые ядра формы, часто он только намечал
тему и стремглав летел к следующей. Много росказней ходит о его
запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом поэтических "за-
поев" - по три - четыре дня, запершись в своей комнате, он писал,
как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве. Он был
во всем сторонником силы - ине только душевной - поэтической, но
и обыкновенной, физической, которая не раз его выручала и в тон-
ком деле поэзии. В век, когда песни пишутся "индустриальным" спо-
собом: текст - поэт, музыку - композитор, аранжировку аранжиров-
щик, пение - певец, Владимир Высоцкий создал совершенно
неповторимый стиль личности, имя которому - он сам, и где равно и
неразрывно присутствовали голос, гитара, стихи. Каждый из компо-
нентов имел свои недостатки, но слившись вместе, как три кварка в
атомном ядре, они сделали этот стиль совершенно неразрывным, уни-
кальным, многочисленные эпигоны Высоцкого постоянно терпели крах
на этом пути. Их голоса выглядели просто голосами блатняг, их
правда была всего лишь пасквилем.
Однажды случилось страшное: искусство, предназначенное для
отечественного уха, неожиданно приобрело валютное поблескивание.
Однако здесь, как мне кажется, успех меньше сопутствовал автору,
артисту. Профессиональные французские ансамбли никак не могли
конкурировать с безграмотной гитарой мастера, которая то паузой,
то одинокой семикопеечной струной, а чаще всего неистовым боем
сообщала нечто такое, чего никак не могли выговорить лакированные
зарубежные барабаны.
Владимир Высоцкий испытывал в своем творчестве немало колеба-
ний, но колебаний своих собственных, рожденных внутри себя. За-
летные ветры никак не гнули этот крепкий побег отечественного ис-
кусства. Ничьим влияниям со стороны, кроме влияния времени, он не
подвергался и не уподоблялся иным бардам, распродавшим чужое горе
и ходившим в ворованном терновом венце. У Высоцкого было много
своих тем, море тем, он мучился скорее от трудностей изобилия,
чем от модного, как бессоница, бестемья. Ему адски мешала неви-
данная популярность, которой он когда-то, на заре концертирова-
ния, страстно и ревниво добивался, от которой всю остальную жизнь
страдал. Случилось удивительное: многие актеры, поэты, певцы чуть
не ежедневно совавшие свои лица в коробку телевизионного приемни-
ка - признанного распространителя моды - ни по каким статьям и
близко не могли пододвинуться в популярности к артисту, не имею-
щему никаких званий, к певцу, издавшему гибкую пластинку, к поэ-
ту, ни разу (насколько я знаю) не печатавшему свои стихи в журна-
лах, к киноактеру, снявшемуся в не лучших лентах. Популярность
его песен (да простят мне мои выдающиеся коллеги) не знала ра-
венства. Легенды, рассказываемые о нем, были полны чудовищного
вранья в духе "романов" пересыльных тюрем. В последние годы Вы-
соцкий просто скрывался, репертуарный сборник театра на Таганке,
в котором печатаются телефоны всей труппы, не печатал его домаш-
него телефона. Он как-то жаловался мне, что во время концертов в
Одессе он не мог жить в гостинице, а тайно прятался у знакомых
артистов в задней комнате временного цирка Шапито. О нем любили
говорить так, как в наше время любят говорить о предметах чрезвы-
чайно далеких, выдавая их за легко достижимые. Тысячи полузнако-
мых и незнакомых называли его Володей. В этом смысле он пал жерт-
вой собственного успеха.
Владимир Высоцкий всю жизнь боролся с чиновниками, которым его
творчество никак не представлялось творчеством, и которые видели
в нем все, что хотели видеть - блатнягу, пьяницу, истерика, иска-
теля дешевой популярности, кумира пивных и подворотен. Пошляки и
бездарности вроде Кобзева или Фирсова издавали сборники и демонс-
трировали в многотысячных тиражах свою дешевую пустоту, и каждый
раз их лишь легко журили литературоведческие страницы, и дело шло
дальше. В то же время, все, что писал и делал Высоцкий, рассмат-
ривалось под сильнейшей лупой. Его неудачи в искусстве были почти
заранее запрограммированы регулярной нечистой подтасовкой - но не
относительно тонкостей той или иной роли, а по вопросу вообще
участия Высоцкого в той или иной картине. В итоге на старт он вы-
ходдил совершенно обессиленный.
В песнях у него не было ограничений, - слава богу, магнитная
пленка есть в свободной продаже. Он кричал свою спешную поэзию, и
этот магнитофонный крик висел над всей страной - "От Москвы до
самых до окраин". За его силу, за его правду ему прощалось все.
Его песни были народными, и сам он был народным артистом, и для
доказательства этого ему не нужно было предьявлять удостоверения.
Он предчувствовал свою смерть и много писал о ней. Она предс-
тавлялась ему насильственной. Вышло иначе: его длинное сорокад-
вухлетнее самоубийство стало оборотной стороной медали - его
яростного желания жить.
Что же до того, что Владимир Семенович Высоцкий всячески отме-
жевывался от движения самодеятельной песни, то, как мне кажется,
и говорить об этом не стоит. Он сам за себя расплачивался и сам
свое получал. Просто это было его личное дело.
Posted on: Января 26, 2008, 02,57:00
Борис Алмазов
Владимир Высоцкий как явление русской национальной культуры
Если мы будем относиться к творчеству Владимира Высоцкого с
иными мерками, то не поймем и сотой доли из того, что внес он в
русскую культуру конца ХХ века. Песни под гитару - это жанр, в
котором работал мастер, но значение его творчества шире, и пра-
вильную оценку оно может получить, если рассматривать имя Высоц-
кого в ряду с такими современными и признанными русскими деятеля-
ми, как Пушкин, Рубцов, Вампилов. Высоцкий принадлежит к этому
кругу интеллигенции, но со времен Маяковского не было у нас столь
популярного поэта. Эта популярность не в остросюжетности его пе-
сен, не в скандальности и пикантности слухов о Высоцком, а в на-
родности его творчества. Он народен в самом прямом и высоком по-
нимании! Он народен в самом методе мышления: в умении увидеть
парадоксальную ситуацию, создать яркий, садняще-иронический и
убийственно-точный образец. Он народен социальностью своего твор-
чества. Двадцать лет назад, опираясь на совершенно непризнанные
законы и традиции городской народной поэзии, органически владея
ее образами и языком, он создавал свою первую маску. Настолько
гротескную и настолько непривычную широкому искусству, что ее пу-
тали с лицом поэта. И поэтому вначале его почитали чуть ли не
певцом люмпена и поэтом уголовников... Если бы это было так, то в
самый разгар мировых спортивных состязаний, в разгар летних от-
пусков и каникул у его гроба не стояла бы полумиллионная толпа.
Маска не могла скрыть его лицо - лицо незаурядного поэта. Маска
подчеркивала черты, подмечаемые и разоблачаемые народом, а зна-
чит, она была национальна и народна! Герои Высоцкого социальны и
народны, как Швейк Гашека, как Паниковский и Балаганов, как Бен-
дер и Киса Воробьянинов. Национальным в его творчестве было уме-
ние смеяться над самыми уродливыми и страшными явлениями бытия.
Смеяться, а не ужасаться ими.
Потом он создал сотни таких масок. И обьединяет их то, что они
созданы одной рукой, на одном дыхании, и узнаваемы, как народные
лубочные картинки, как гротеск глиняной игрушки.
Его фантастический творческий темперамент и работоспособность
как-то не вяжутся с привычным по учебникам образом русского ин-
теллигента. С легкой руки обывателя интеллигентом принято считать
нечто рефлексирующее, сомневающееся и безвольное. Но понятие "ин-
теллигент" происходит от латинского глагола "мыслю", и это опре-
деляет его социальную сущность и жизненную позицию. Сомнение -
свойство мысли! Оно не исключает действия! Сомнение - начало
творчества!
Песни Высоцкого написаны страдающим и потому чувствительно от-
зывающимся на любой импульс сердцем русского интеллигента: слушая
их, поражаешься не только мастерству поэта, но и той бездне та-
ланта, которую дарит Россия сынам своим, и той неисчислимости и
безграничности гениев, которых рождает наша земля. Вспыхивая и
сгорая, ибо наделены невероятной способностью творческого горе-
ния, они надолго дарят людям свой свет, сменяя друг друга, как
падающие в строю солдаты... Высоцкий - одно из ярчайших явлений
нашей национальной культуры. Без него невозможно представить не
только литературу, музыку, но и образный строй мышления русского
человека конца хх века. Это служит ему лучшим памятником. Он не-
отьемлем от русского народа, который смеялся, плакал и пел его
устами.